В экспозиции в Национальной библиотеке Татарстана представлены работы Баллена Роджера (ЮАР), Жучкова Алексея (Россия), Лытова Максима (Россия), Работнова Антона (Россия), Розамилиа Энцо (Италия). Посетители смогут увидеть произведения, инспирированные образами Пушкина и героев его произведений.
Масштабное полотно Макса Лытова «АэС Пушкин» представляет иллюзионистический портрет Пушкина, проступающий на фоне абстрактного неба, облаков, солнечного света, порывов ветра. Образ парит над архитектурой, в которой угадывается Санкт-Петербург и Кронштадт и весь мир. На градуированном сером фоне выделяются голубые глаза, характерная черта Пушкиных по мужской линии. В зрачках проявляются силуэты птиц – символ безграничного полета. Образ поэта выполнен в стилистке нового символизма, мастером которого является Лытов.
Неосимволизм нашел воплощение в двухчастной инсталляции из сланца и мрамора Алексея Жучкова. Центральная одна часть называется «Последний», посвящена последнему произведению Александра Сергеевича «Забыв и рощу и свободу…» 1836 года. Текст стихотворения нанесен на камень, в который вонзилась свинцовая пуля калибром 12 мм точная копия той, которой был смертельно ранен поэт. При создании произведения использована пневматическая система, с помощью которой был произведён выстрел в мрамор. Это произведение символизирует конец жизненного пути и начало бесконечного и безграничного бытия Пушкина. Второе произведение называется «Рисунки на полях» представляет рукописи Пушкина на сланце. По мнению литературоведов, автор делал зарисовки с текстами черновиков, когда его покидала «муза». Нанесение тонкими линиями чернил силуэтов персонажей своих произведений, давало ему возможность вернуть вдохновение. Автора произведения увлекает эстетика почерковых особенностей Пушкина и его художественно-графический талант.
В уникальной технике контурного рельефа с фрагментами мозаики выполнена серия из 14 произведений «Воспоминания» о Пушкине» Антона Работнова из смальты, металла и керамики: «Ганнибал А.П.», «Пушкин-ребёнок», «Пушкина Н.О.», «Пушкина М.А.», «Золотое правило», «Пушкин В.Л.», «Михайловское», «Кавказ. Восхождение», «Гончарова Н.Н.», «ПУШКИН», «Лукоморье», «Арина Родионовна», «Зимний вечер», «Черная речка. Тишина». Представлены портреты представителей рода Пушкиных, воспетой в поэзии няни Арины Родионовны, пейзажи, связанные с родовой усадьбой или произведениями поэта, с местом его гибели. Все части композиции созданы из современных материалов, изображения выполнены минималистическими средствами выражения, оформление произведений в с стилистике предметов, украшающих русские усадьбы 19 века, уклад жизни которых вдохновлял поэта на создание литературных произведений. Источником вдохновения для автора стали произведения художников И.И. Меллер-Закомельского, С.Ф. Галактионова, Ксавье де Местра, А. Брюллова, И. Иванова.
Международный участник выставки – итальянский художник Энцо Розамилиа из города Солерно представил две работы из серии 2024 года «Пиковая Дама» в авторской технике фотографии, напечатанной на музейном холсте Дагера.
Произведение Роджера Баллена, представлявшего искусство ЮАР в национальном павильоне на Венецианской биеннале, тема жадности отражена в сублимированном сюжете рыбалки, напоминающем основную идею «Сказки о рыбаке и рыбки» Пушкина.
Гости выставки смогут получить подарочные NFT с цифровыми копиями работ художников от российской блокчейн-платформы «MirraCoin».
Автор проекта:
Гнездилова Марианна – искусствовед, эксперт минкультуры РФ, председатель комитета по культуре Московской торгово-промышленной палаты.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.