Открытие выставки «О, Оттепель!» и дискуссия «Оттепель — наша Античность»

В рамках Летнего книжного фестиваля. Фестиваль организован Центром современной культуры «Смена», Национальной библиотекой В Республики Татарстан и Дирекцией парков и скверов Казани при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел». Стратегический партнер фестиваля — Фонд «Живой город».

Искусство и культура 6+

Конференц-зал, выставка находится в выставочном зале

В сентябре 2022 года Центр Вознесенского запустил проект «Центр исследований Оттепели», вымышленную институцию с реальными задачами — заново открыть  забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка-конструктор, длившаяся вплоть до 16 апреля, складывалась из трех полноформатных серий; за это время Центр обратился к истории графического дизайна музыкальных пластинок, истории детской книжной иллюстрации, путевым эскизам и скетчам, забытым героям книжного дизайна эпохи. Ремикс этого проекта — «О, Оттепель!» — представлен в пространстве Национальной библиотеки Республики Татарстан и задает направление дискуссии. 

О дискуссии: 

Центр исследований Оттепели принципиально отказывается от единого толкования этого периода, от больших объяснительных схем, которые раз и навсегда фиксируют, что такое Оттепель и чем она была для современников. Региональные «оттепели», андеграундные сюжеты, странные сближения героев и тем представляют основной интерес для кураторской команды.

Кураторы проекта «Центр исследований Оттепели» совместно с Марией Кравцовой, главным редактором издания «Артгид», обсудят, как в экспозиционной истории последнего десятилетия кураторы работали с Оттепелью и какой потенциал кроется в работе сейчас, по состоянию на 2023 год. 

Дмитрий Безуглов — куратор Центра Вознесенского. 
Ольга Варцева — директор Центра Вознесенского.
Мария Кравцова — историк искусства, главный редактор портала по искусству «Артгид», старший научный сотрудник Музея Москвы, старший преподаватель магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ.

Выставка состоит из 6 сюжетов:

1) «О-стиль и графический мир Оттепели»

В основе этой части проекта – книжная коллекция Центра Вознесенского, задуманная как начало полноценного архива графического мира Оттепели. Экспозиция отталкивается от понятия «О-Стиль» — термина, введенного исследователем Владимиром Кричевским в книге «Графические знаки Оттепели» и очерчивающего самобытный и уникальный мир отечественной графической культуры с 1956 по 1969 год. Здесь будут представлены тиражные и оригинальные работы как знаковых героев «О-Стиля», так и забытых имен их современников, оставшихся в большинстве своем малоизвестными выдающихся книжных графиков.

2) «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х». Куратор: Рустам Габбасов

Часть экспозиции под кураторством Рустама Габбасова, графического дизайнера, выпускающего редактора журнала и издательства «Шрифт», представит архив Соломона Телингатера — графика и крупнейшего типографа СССР. Среди экспонатов — обложки, шрифты и графические изыскания Телингатера в 1960-х. Выставка покажет, как менялась работа художника с рисованным и наборным шрифтом в период с 1920-х до 1960-х годов, а также расскажет о важном утопическом проекте Телингатера — так называемом «унифицированном алфавите» для языков на латинско-греческой основе.

3) «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели»

Детские книги-картинки Оттепели — издания, сильно повлиявшие на советскую иллюстрацию второй половины ХХ века. В отличие от взрослой литературы, они собирали на своих страницах лучших представителей официальной и неофициальной культуры СССР. Среди них: Хаим Аврутис, Михаил Беломлинский, Эрик Булатов, Олег Васильев, Юрий Зальцман, Илья Кабаков, Май Митурич, Виктор Пивоваров, Виталий Стацинский, Вадим Сушко и многие другие художники и поэты. В детской иллюстрации художники обладали большей свободой творчества, чем в других видах искусства, а потому почти все они хотя бы раз работали над детскими книгами.

4) «Пластинка и конверт. Дизайн и музыка Оттепели» и архив дизайнера Андрея Крюкова. Куратор: Денис Бояринов

Совместный с музыкальным критиком Денисом Бояриновым проект, соединяющий музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипов фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход», создателя проекта вывесок для проспекта Калинина (нынешнего Нового Арбата) и других знаменитых эмблем. Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек, мастеринг звука, аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влиянием и ориентирам.

5) «Май Митурич. В поисках удивлений»

В экспозиции будут представлены графические листы и путевые дневники Мая Петровича Митурича. В шестидесятые годы Митурич много путешествовал со своими друзьями и коллегами: художником Иваном Бруни и писателем Геннадием Снегиревым. Тува, Камчатка, Сахалин, Саяны, Енисей, Командорские острова — где бы он ни оказывался, он внимательно вглядывался в быт и природу и фиксировал это в своих заметках и дневниках. Наблюдения, сделанные в путешествии, часто ложились в основу его ныне знаменитых книжных иллюстраций: так, его литографии с эвкалиптовыми и банановыми рощами впоследствии стали тропиками на страницах «Маугли». Работы в рамках «О, Оттепели» предлагают  проследить за тем, как художник работает режиссером монтажа – отбирает и упорядочивает свои наброски, решая, каким из них предстоит стать литографией или иллюстрацией. Здесь практически нет цвета — это редкая встреча с графическим наследием Митурича.

6) Архив Владимира Ковенацкого (1938–1986)

В рамках «О, Оттепели» ЦИО показывает архив поэта и прозаика Владимира Ковенацкого. Его живопись часто символична, Ковенацкий много увлекался эзотерикой и был мистиком. Мир всегда казался Ковенацкому немного сдвинутым, мрачно-смешным и не очень уютным. Вместе с тем у него есть вполне реалистические работы, хотя сюрреализм был более близок ему по духу. Однако и его реализм был весьма специфичен, как художник он неизменно сосредотачивался на наиболее гротескных сторонах жизни. Его герои — бродяги, алкоголики и пришельцы из иных миров. Их он по-своему нежно любил.

Совместно с Центром Вознесенского.

 

Поделиться:

527 дней назад
17 июня 2023 15:30–16:30

Казань
Пушкина, 86
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов