Конференц-зал, выставка находится в выставочном зале
В сентябре 2022 года Центр Вознесенского запустил проект «Центр исследований Оттепели», вымышленную институцию с реальными задачами — заново открыть забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка-конструктор, длившаяся вплоть до 16 апреля, складывалась из трех полноформатных серий; за это время Центр обратился к истории графического дизайна музыкальных пластинок, истории детской книжной иллюстрации, путевым эскизам и скетчам, забытым героям книжного дизайна эпохи. Ремикс этого проекта — «О, Оттепель!» — представлен в пространстве Национальной библиотеки Республики Татарстан и задает направление дискуссии.
О дискуссии:
Центр исследований Оттепели принципиально отказывается от единого толкования этого периода, от больших объяснительных схем, которые раз и навсегда фиксируют, что такое Оттепель и чем она была для современников. Региональные «оттепели», андеграундные сюжеты, странные сближения героев и тем представляют основной интерес для кураторской команды.
Кураторы проекта «Центр исследований Оттепели» совместно с Марией Кравцовой, главным редактором издания «Артгид», обсудят, как в экспозиционной истории последнего десятилетия кураторы работали с Оттепелью и какой потенциал кроется в работе сейчас, по состоянию на 2023 год.
Дмитрий Безуглов — куратор Центра Вознесенского.
Ольга Варцева — директор Центра Вознесенского.
Мария Кравцова — историк искусства, главный редактор портала по искусству «Артгид», старший научный сотрудник Музея Москвы, старший преподаватель магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ.
Выставка состоит из 6 сюжетов:
1) «О-стиль и графический мир Оттепели»
В основе этой части проекта – книжная коллекция Центра Вознесенского, задуманная как начало полноценного архива графического мира Оттепели. Экспозиция отталкивается от понятия «О-Стиль» — термина, введенного исследователем Владимиром Кричевским в книге «Графические знаки Оттепели» и очерчивающего самобытный и уникальный мир отечественной графической культуры с 1956 по 1969 год. Здесь будут представлены тиражные и оригинальные работы как знаковых героев «О-Стиля», так и забытых имен их современников, оставшихся в большинстве своем малоизвестными выдающихся книжных графиков.
2) «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х». Куратор: Рустам Габбасов
Часть экспозиции под кураторством Рустама Габбасова, графического дизайнера, выпускающего редактора журнала и издательства «Шрифт», представит архив Соломона Телингатера — графика и крупнейшего типографа СССР. Среди экспонатов — обложки, шрифты и графические изыскания Телингатера в 1960-х. Выставка покажет, как менялась работа художника с рисованным и наборным шрифтом в период с 1920-х до 1960-х годов, а также расскажет о важном утопическом проекте Телингатера — так называемом «унифицированном алфавите» для языков на латинско-греческой основе.
3) «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели»
Детские книги-картинки Оттепели — издания, сильно повлиявшие на советскую иллюстрацию второй половины ХХ века. В отличие от взрослой литературы, они собирали на своих страницах лучших представителей официальной и неофициальной культуры СССР. Среди них: Хаим Аврутис, Михаил Беломлинский, Эрик Булатов, Олег Васильев, Юрий Зальцман, Илья Кабаков, Май Митурич, Виктор Пивоваров, Виталий Стацинский, Вадим Сушко и многие другие художники и поэты. В детской иллюстрации художники обладали большей свободой творчества, чем в других видах искусства, а потому почти все они хотя бы раз работали над детскими книгами.
4) «Пластинка и конверт. Дизайн и музыка Оттепели» и архив дизайнера Андрея Крюкова. Куратор: Денис Бояринов
Совместный с музыкальным критиком Денисом Бояриновым проект, соединяющий музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипов фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход», создателя проекта вывесок для проспекта Калинина (нынешнего Нового Арбата) и других знаменитых эмблем. Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек, мастеринг звука, аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влиянием и ориентирам.
5) «Май Митурич. В поисках удивлений»
В экспозиции будут представлены графические листы и путевые дневники Мая Петровича Митурича. В шестидесятые годы Митурич много путешествовал со своими друзьями и коллегами: художником Иваном Бруни и писателем Геннадием Снегиревым. Тува, Камчатка, Сахалин, Саяны, Енисей, Командорские острова — где бы он ни оказывался, он внимательно вглядывался в быт и природу и фиксировал это в своих заметках и дневниках. Наблюдения, сделанные в путешествии, часто ложились в основу его ныне знаменитых книжных иллюстраций: так, его литографии с эвкалиптовыми и банановыми рощами впоследствии стали тропиками на страницах «Маугли». Работы в рамках «О, Оттепели» предлагают проследить за тем, как художник работает режиссером монтажа – отбирает и упорядочивает свои наброски, решая, каким из них предстоит стать литографией или иллюстрацией. Здесь практически нет цвета — это редкая встреча с графическим наследием Митурича.
6) Архив Владимира Ковенацкого (1938–1986)
В рамках «О, Оттепели» ЦИО показывает архив поэта и прозаика Владимира Ковенацкого. Его живопись часто символична, Ковенацкий много увлекался эзотерикой и был мистиком. Мир всегда казался Ковенацкому немного сдвинутым, мрачно-смешным и не очень уютным. Вместе с тем у него есть вполне реалистические работы, хотя сюрреализм был более близок ему по духу. Однако и его реализм был весьма специфичен, как художник он неизменно сосредотачивался на наиболее гротескных сторонах жизни. Его герои — бродяги, алкоголики и пришельцы из иных миров. Их он по-своему нежно любил.
Совместно с Центром Вознесенского.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.